Совершенно обалденный каталог. Советские журналы для женщин

Сейчас нас не удивляет обилие журналов, сайтов, посвященных прекрасной половине человечества. Можно выбрать издание по своему вкусу: при желании читать о моде, уходе за собой, путешествиях или же изучать рубрики о воспитании детей, по психологии, кулинарии. Но так было не всегда.

Журналы во времена СССР

В советское время официальная пресса стала рупором КПСС. Кроме нее выходили и либеральные издания, а также выпускались диссидентские газеты. Однако и в это время существовали женские журналы, названия которых еще помнят те, кто чуть старше 40: это и «Работница», и «Крестьянка», и «Советская женщина». Но и они соблюдали негласные правила той эпохи, то есть представительницы прекрасной половины человечества в них были изображены, прежде всего, как неутомимые труженицы или же общественные деятели.

Но время диктовало новые правила: необходимо было повышать рождаемость, поэтому все эти издания теперь старались создать новый образ женщины – образцовой матери. Поэтому в журналах появились рубрики, из которых девушки могли получить практические советы, узнать много нового и интересного. Стали уделять место и материалам о духовной и личной жизни. «Крестьянка» в 70-ые годы привлекал внимание своим оформлением, модной свободой: на фото можно было увидеть женщин в романтичных блузках, оригинальных аксессуарах, ярких костюмах. Но на обложках журналов все же появлялись только известные личности: спортсмены, космонавты, ударницы труда и т.д.

Журналы при перестройке и позже

Времена менялись. В период перестройки начали поднимать глобальные вопросы о положении женщины. Больше не получалось замалчивать реальное положение дел. У женщин были права, но их жизнь была очень тяжелой, так как приходилось совмещать роль матери, а также общественницы и труженицы. В «Работнице» даже появился раздел, в котором описывался нелегкий труд женщин, например, работающих грузчиками или шахтерами.

Поменялись и материалы, и стиль изложения. Даже если делали статью об известной женщине, рассказывали не только о ее достижениях, ударном труде, но и о ее семье, жизни. Все статьи стали эмоциональными и интересными. Да и оформление журналов изменилось: теперь на обложках можно было увидеть и простых людей, а не только знаменитостей, например, зоотехника из села Коровницы или же молодоженов, иногда просто девушку. Также с середины 80-ых появились рубрики с практичными советами о том, как воспитать ребенка, рекомендациями по хозяйству и т.д., журналы становились по-настоящему женскими. Это не могло не понравиться читателям, поэтому в 1989 году было выпущено больше 20 миллионов экземпляров этих изданий.

Названия популярных журналов

К тому же за эти несколько десятилетий увеличилось количество журналов. Кроме «Крестьянки» и «Работницы» можно было почитать и другие издания:

«Мода сезона»;

«Кузнецкий мост,14», начал издаваться в 80-ых, выходил каждый квартал, журнал о моде;

«Рижские моды», который выпускали в Риге в 50-80 –ые годы, журнал пользовался популярностью и у москвичей;

«Женщина и Россия» (позже – «Мария»). Этот журнал создали в 1979 году, он был неподцензурным. Цензура бы его не пощадила, так как журналисты показывали жизнь женщин нашей страны, как сплошное унижение. Однако этот журнал могли прочитать немногие, а группу феминисток, создавших его, вскоре выселили из страны;

Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна.

Предметом наших исследований стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка»…

1917-1928 годы

В период с 1917 по 1928 зарождались основные типы советской женской прессы. В то время ЦК коммунистической партии стал использовать периодическую печать для реализации собственных целей.
Работа женских изданий строилась в соответствии со специальными партийными постановлениями: их деятельность теперь была направлена на пропаганду идей коммунизма и привлечение женщин к участию в производственном процессе.
Авторами журналов стали партийные работники, рабкоры и селькоры. В изданиях теперь присутствовали разделы политического воспитания, сельского хозяйства, промышленного производства, восточных республик, а также зарубежный и литературный раздел. Рубрики домоводства, педагогики, медицины отныне занимали не более двух страниц издания.

На смену героине журналов начала века, изнеженной даме с ярко накрашенными губами и большими глазами, в 1920-е годы пришел «рабоче-крестьянский тип» – коренастая женщина с крупными чертами лица и невыраженными гендерными признаками.
На протяжении нескольких десятков лет единственными типами женского издания оставались массовый общественно-политический и тонкий литературно-художественный журналы с устойчивой тематической и графической моделью, структурой и жанровым наполнением.

Литературно-общественный журнал

Выпуск массовых литературно-общественных журналов, наиболее распространенных в начале века, в 1920-е годы был приостановлен. Большинство из 18 существовавших в то время женских изданий были закрыты за «безыдейность».
«Журнал для женщин» и «Журнал для хозяек» обвинили в скрытой пропаганде чуждых тезисов о том, что счастье можно найти только в семье, а также в косвенном осуждении женской общественной деятельности.

«Женский журнал»

С 1926 по 1930 год издательским обществом «Огонек» выпускался ежемесячный иллюстрированный «Женский журнал», который позиционировался как «домашне-хозяйственный и модный». Он печатался в черно-белом цвете, за исключением раздела «Мода в красках». Мода в период НЭП еще имела большое значение.

В других разделах журнала тексты значительно преобладали над иллюстративным содержанием. Главной задачей издания считалось формирование общих интересов, ценностей и нужд читательниц и указание им сфер для реализации потребности в свободном общественном труде, в частности путем организации общественного питания и налаживания коллективного отдыха детей.

Содержание «Женского журнала» подбиралось с целью «лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта».

Изначально по тематике и структуре журнал был похож на литературно-общественные издания начала ХХ века, но в 1928 году под давлением партийных структур отказался от освещения вопросов о любви, семейном кризисе, правах женщин и стал больше внимания уделять юбилейным датам и вождям СССР, темам политики и производства, бичеванию «мещанства». В структуре издания усилилась общественно-политическая часть и уменьшилась хозяйственно-прикладная.

Общественно-политический журнал

В 1920-е годы произошло деление общественно-политических журналов по целевой аудитории:
- для партийных работниц («Коммунистка», 1920-1930);
- для работающих женщин («Работница», возобновлен в 1923 – настоящее время);
- для работниц и домохозяек-активисток («Делегатка»,1923-1931);
- для крестьянок («Колхозница», «Батрачка», 1925-1929, «Крестьянка», 1922 – настоящее время).
Появились местные общественно-политические журналы, где интерпретация партийных установок и работа с женщинами проводились с учетом специфики истории, обычаев, производства региона.
Такими изданиями стали «Красная сибирячка» (Новосибирск), «Труженица Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону) «Красная тулячка» (Тула), «Коммунарка Украины» (Харьков), «Работница Армении» (Ереван), «Труженица» (Тбилиси) и др.

«Поздравляю журнал “Работница и крестьянка” с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведете вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ всех стран в одну силу и с которыми вы непременно знакомите женщин Союза Социалистических Советов, первой страны, где под влиянием этих идей начато строительство новой жизни.
Иногда кажется, что вы скупо знакомите читательницу вашего журнала с позорными явлениями текущей действительности за рубежом Союза Советов, – с той драмой, которую переживает в Европе и Америке женщина – работница и крестьянка, бесправная раба церкви и капиталистического государства. А было бы хорошо – интересно и полезно – рассказывать, хотя бы изредка, о том, как обезумевший паук – капитализм – запутался в своей собственной паутине, как судорожно бьется он в ней и что терпит от этого бесправная женщина…
Женщины Союза Социалистических Республик должны догнать мужчин во всех областях их деятельности. Для этого им необходимо освободиться прежде всего от внутреннего, инстинктивного тяготения к собственности, - тяготения, которое мешало росту их способностей, талантов».
М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933

«Коммунистка»

Первый советский женский журнал «Коммунистка» выпускался с 1920 по 1930 год. Издание было адресовано руководящим работницам. Его главной задачей стало воспитание советской женщины, а также руководство женской прессой в целом.
Журнал определил основные типологические черты женского советского политического издания: издатель ЦК РКП (б) определял его цели и задачи, основной из которых была пропаганда коммунистического образа жизни; целевой аудиторией являлись работницы, крестьянки, члены партии; структура была подчинена идеологии и почти не включала практические разделы; проблематика и тематика определялись партией.

«Крестьянка»

Журнал для сельских жительниц был основан в 1922 году Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Сначала его цель состояла в «приобщении тружениц к общественной и культурной жизни СССР», как было напечатано в обращении к читательницам председателя ВЦИК М.И. Калинина.

В издании простым языком доносились основы партийной политики, подробно разъяснялось, как проводить ликвидацию безграмотности, организовывать женсоветы, комитеты взаимопомощи, пункты общественного питания, ясли, детские сады («Что дала крестьянке Октябрьская революция», «Как организовать культурно-просветительную работу», «Советская власть и церковь», «Что такое трактор», «Брак и крестьянка»).
В разделе беллетристики публиковались произведения, отражавшие задачи издания и пропагандировавшие новую жизнь (П. Дорохов «Женщина», Н. Платоныч «Матрена-воин», А. Неверов «Комитет», «Ясли» и др.). К каждому выпуску журнала прилагалось пособие по вязанию, кройке и шитью.

«Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт».
Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, статья «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?»
В 30-е годы в «Крестьянке» стали печатать советы по уходу за собой, кулинарные рецепты, выкройки модных платьев. В это десятилетие на обложки журнала стали помещать модные коллажи без подписи автора. В №3 за 1935 год член президиума II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Т. Шаповалова призналась: «Я теперь хозяйка, кухаркой была до 1923 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией».

«Работница»

В 1923 году возобновился выпуск журнала «Работница». Задачей редакции стало воспитание женщины как члена компартии, общественницы и производственницы. Журнал способствовал распространению информации о политике и ее истории. С целью увеличения рядов женского пролетариата за счет домохозяек печатались материалы о профессиях, которые могут освоить женщины.

По мнению «Работницы», наиболее подходящей для женщин была профессия слесаря: «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».


Работниц призывали к активному участию в общественной жизни и ликвидации безграмотности, к организации женотделов, общественных столовых, детских домов, к помощи нуждающимся, к культмассовой работе (раздел «Грамотный, обучи неграмотного!», М.Растопчина «Работница в клубе», работница Н. «Работницы ликвидируют свою безграмотность», Н.Крупская «О нашей школе», Антильева «Кружок политграмотности в уездном городе» и пр.).

«Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».
Н. Крупская, «Работница» №3 за 1925 год
В литературно-художественной рубрике публиковались произведения, пропагандирующие труд работниц (С. Неунывающий «Ткачиха», Н. Алексеевский «Пряха») или прославляющие советскую жизнь (М. Ильина «Старый груз», А. Ширяевец «Чудесный день»). «Работница» пропагандировала удобную советскую моду, например, публиковала статьи о вреде высоких каблуков:
«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков…
Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении.
Невзирая на это, высокие каблуки очень прочно удерживаются в быту и из моды не выходят. Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».

В 1933 году за успехи «в деле воспитания женских пролетарских масс в духе борьбы за полное торжество социализма, в духе выполнения великих заветов нашего учителя – Ленина» Иосиф Сталин вручил «Работнице» орден Трудового Красного Знамени.
«Надо расширить сеть детских садов и яслей, улучшить общественное питание, чтобы жены рабочих могли освободиться от домашней работы и уйти на производство».
«Работница» № 1 за 1931 год

Модный журнал

Женские журналы общественно-политического и литературно-общественного типов дополняли видоизменившиеся модные издания с чертежами выкроек. В 20 – 30-е годы издавались журналы «Новости моды» и «Моды сезона». Они были популярны в основном среди жительниц столиц.

«Ателье»

В 1923 году был выпущен первый номер советского журнала мод «Ателье», задуманного как альтернатива парижским изданиям.

Главной идеей издания было понятие, что внимания заслуживает только та мода, которая предназначена простой советской женщине-труженице. К работе над созданием журнала привлекалась творческая элита СССР: модельер Надежда Ламанова, скульптор Вера Мухина, поэтесса Анна Ахматова, художники Кузьма Петров-Водкин и Борис Кустодиев.

Коллектив редакции «Ателье» получил аттестат первой степени на Всероссийской художественной промышленной выставке.

1928 – 1945 годы

В 1930-е годы в женских журналах воспевались успехи индустриализации, коллективизации, советских пятилеток. Издания призывали пойти на производство, способствуя его социалистическому прорыву, вступить на путь соцсоревнования и ударничества.
В 1940-е годы пресса как мощный информационно-управленческий канал связи правительства с женским населением была призвана мотивировать читательниц на ударный труд для бесперебойного обеспечения армии.
К началу 1940-х годов женский журнал общественно-политического типа стал массовым. Появились общественно-политические издания для женщин-домохозяек. Целевая направленность журналов – отражение экономических и политических процессов страны – стала основной особенностью советской женской прессы того периода.
В то же время выходило множество специализированных журналов:
«Фотограф» (1929), «Искусство и жизнь» (1929 – 1930), «Кино и культура» (1929 – 1930), «Искусство кино» (1931 – 1940), «Кино и жизнь» (1929 – 1941), «Рабочий и театр» (1931), «Деревенский театр» (1931 – 1934), «Советская архитектура» (1931 – 1934), «Искусство» (1933 – 1941), «Колхозный театр» (1934), «Кино» (1935 – 1937), «Пролетарское фото» (1932 – 1933). Двухнедельный журнал выпускался с 1925 по 1998 год с перерывом в 1941 – 1956 годах. До 1941 года издание имело название «Кино и жизнь», с 1991 по 1997-ой – «Экран».


В этом журнале появились первые советские модные съемки. В 1960 – 80-х годах для «Советского экрана» снимали именитые фотографы Николай Гнисюк, Игорь Гневашев, Валерий Плотников. В 1984 году тираж издания составлял 1 миллион 900 тысяч экземпляров.

«Общественница»

С 1936 по 1941 год выпускался общественно-политический журнал для домохозяек, жен хозяйственников, руководящих и инженерно-технических работников «Общественница», созданный по инициативе С. Орджоникидзе.

Его основной целью было привлечение читательниц к общественному и производственному труду. Журнал состоял из двух блоков: общественно-политического и небольшого семейно-бытового.

В основной части присутствовали разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы. Семейно-бытовой блок содержал рубрики домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и «Детскую страничку».

1945 – 1950 годы

Постепенно в послевоенной России сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы, которая была основана на принципе территориального деления партийного аппарата и состояла из трех уровней.
Верхний представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Они служили примером для периодики нижестоящих звеньев.
Второй уровень был представлен изданиями, выпускавшимися республиканскими ЦК партии на национальных языках. На третьем уровне находились журналы автономных республик.
Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика - работа (учеба) - организация быта - досуг - лечение/отдых - беременность/роды/воспитание детей - советы, рецепты, выкройки.

Тематика и структура изданий изменились в соответствии с программами коммунистической партии. Центральными темами в тот период стали развитие сельского хозяйства, борьба за мир, реформирование экономики.
После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.
В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей.
Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр.

В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку – в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.

1950-е годы

В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.

После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.
Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию.

Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности.

Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов.
Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском.

1960-е годы

В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства.
Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина.

«Крестьянка» предложила «шире обмениваться опытом», отдав значительное количество полос под материалы с мест. Журнал занялся активной пропагандой химической науки и внедрения ее достижений в жизнь, появились даже спецразделы «Азбука агрохимии» и «Химия – детям».

Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений.

Обложки «Работницы» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.

1970-е – 1980-е годы

В 1970-х – начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная - рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике.

В официальных журналах - «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» - женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» – рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» – «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м – немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м– 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м – молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 – 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.

«Женщина и Россия»

В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее – «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни – в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала – «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.
Евгения Ласкина


Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна. Предметом наших исследований стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка»…


1945 - 1950 годы
Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика — работа (учеба) — организация быта — досуг — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки.
После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.


«Советская женщина»
В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей.
Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр.

В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку - в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.


1950-е годы
В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.


После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.


Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию.


Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности.

Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов.
Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском.


1960-е годы
В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства.
Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина.


Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений.

Обложки «Работницы» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.


1970-е - 1980-е годы
В 1970-х - начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная — рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике.


В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» - рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» - «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м - немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м- 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м - молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 - 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.


«Женщина и Россия»
В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее - «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни - в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала - «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.

И в Советском Союзе были модные журналы!

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода — 7 любимых женских журналов в СССР.

1. Работница

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.


Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на Перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. Здоровье


В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами. В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.


В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах. Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. Крестьянка


Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась. Пик популярности журнала тоже пришелся на Перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.


Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена Перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.


Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах. Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей. Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время Перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. Rigas Modes


В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением Rigas Modes. Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно. Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.


В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом Оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы. В результате, Rigas Modes превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. Burda Moden


Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу. А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.

«Советское фото» - советский, затем российский ежемесячный

иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР. Был основан в 1926 году

советским журналистом Михаилом Кольцовым, при помощи бывших журнальных работников, редакторов журнала Фотографические Новости издаваемого в период с 1906 по 1916 годы в Петербурге, учёных и профессоров Ермилова Николая Евграфовича и Срезневского Вячеслава Измайловича.

Издание журнала началось в Москве под эгидой организованного им

акционерного издательства «Огонёк», преобразованного в 1931 году в

«Журнально-газетное объединение». Перерыв в издании - 1942-1956 годы.

Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и

киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и

иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории

фотографии. В 1976 году тираж журнала достигал 240 тысяч экземпляров. В

том же году был награждён орденом «Знак Почёта».

С 1992 года стал называться «Фотография». В последние годы своего

существования был существенно сокращён тираж и штат редакции. Прекратил

печататься в середине 1997 года.

Sovetskoe foto (Soviet photography) was a Moscow-based journal dedicated to photography and photographic techniques. It was inaugurated by the writer and editor Mikhail Kol’tsov in April 1926 and acquired in 1931 by the Ogonek publishing company. In the interwar period, the journal experienced two pauses in publication-one between 1931 and 1933, when it was renamed Proletarskoe foto (Proletariat photography), and another between 1942 and 1956, due to World War II and the war’s aftereffects. Although its publication schedule was at times irregular, Sovetskoe foto was an illustrated monthly featuring editorials, letters, articles, and photographic essays alongside advertisements for photography, photographic processes, and photographic chemicals and equipment. It primarily addressed a domestic audience of Soviet amateur photographers and photo clubs, yet it also featured the works of international and professional photographers, such as Semyon Fridlyand. It was in the pages of Sovetskoe foto that the works of avant-garde photographers, including Aleksandr Rodchenko, were denounced as formalist (implying that they reflected a foreign and elitist style), even before Socialist Realism was decreed to be the official style of the Soviet Union, in 1934. In a letter published in April 1928, an anonymous author accused Rodchenko of plagiarizing the subject matter and compositions of Western European photographers László Moholy-Nagy and Albert Renger-Patzsch. This resulted in the journal’s boycotting Rodchenko’s work and prompted the artist to respond directly, in June 1928, in Novyi lef, a journal for alternative art and culture. The tensions between so-called leftist avant-garde photographers and photographers of and for the people culminated in 1931 with the formation of the Russian Association of Proletarian Photo Reporters (ROPF), which promoted its mission to use photography as “a weapon for the socialist reconstruction of reality” in Sovetskoe foto. Throughout the 1930s this state-sanctioned journal became increasingly conservative in its promotion of a photographic practice that valued content over form, a shift dramatically represented in the 1927 and 1935 covers (reproduced here). -Ksenia Nouril

Jorge Ribalta, introduction to The Worker Photography Movement (1926–1939): Essays and Documents (Madrid: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, 2011), p. 16.