Является ли название магазина рекламой? ВАС РФ: Вывеска не является рекламой, если носит информационный характер о деятельности организации Является ли вывеска рекламной конструкцией

Скажите, является ли название магазина рекламой? Может ли считать, название магазина рекламой?

Наверное, имеется ввиду название как вывеска?
Действующее законодательство не содержит понятия «вывеска». Единственное указание на вид вывески - табличка - содержится в информационном письме ВАС РФ от 25.12.1998 N 37, в котором разъяснено, что размещение уличной вывески… Что бы это была вывеска, а не реклама необходимо, чтобы она соответствовала требованиям ст. 9 Закона РФ «ОЗПП» т.е. :
1) наименование организации,
2) место её нахождения,
3) режим работы Находиться должна на входе в торговую точку.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 25 декабря 1998 г. N 37
«Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»
18. Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой
Организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении.
Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2 Закона, и нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, закрепленное в статье 5 Закона. В связи с этим антимонопольный орган направил организации предписание о прекращении нарушения.
Организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа, считая нарушенным свое право на фирменное наименование и указывая на смешение с рекламой информации, служащей целям идентификации и обозначения.
Суд в удовлетворении заявленного требования отказал по тому мотиву, что информация о наименовании организации на вывеске отвечает общему определению рекламы, сформулированному в статье 2 Закона.
Апелляционная инстанция решение отменила, обоснованно руководствуясь следующим.
Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
На основании пункта 2 статьи 52 ГК РФ наименование юридического лица определяется в его учредительных документах. По общему правилу изменения последних действительны с момента их государственной регистрации.
Данные государственной регистрации юридических лиц вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Следовательно, наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым установленным порядком.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 N 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям или начинаниям.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующе

Информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом (см. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей");

Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

Сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

Вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

Объявления юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

Информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

Любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

Упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Следовательно, расходы на доведение названных видов информации до потребителя нельзя учесть при налогообложении прибыли в качестве рекламных.

Можно привести следующий перечень видов информации, не относящейся к рекламной, по которым существовали спорные мнения.

Обязательная публикация финансовой отчетности.

Web-страница в виде интернет-магазина не удовлетворяет определению рекламы, является публичной офертой.

Обязательная информация на вывеске.

Еще в 1998 г. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 разъяснил, что информация на вывеске рекламой не является, ибо указание своего наименования на вывеске по местонахождению организации не преследует рекламных целей. Вывеска обозначает место входа в занимаемое помещение, поэтому не может рассматриваться как реклама. Однако финансовый орган придерживается иного мнения. В Письме от 5 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/322 указано, что название магазина является наружной рекламой и затраты на нее надо относить к прочим расходам. Данная позиция непонятна, поскольку, согласно пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона "О рекламе", его положения не распространяются на не содержащие сведений рекламного характера вывески и указатели. Соответственно, эти объекты рекламой не являются. В целях налогообложения прибыли расходы на вывески и указатели учитываются согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, поскольку вывески и указатели необходимы налогоплательщику, чтобы информировать потенциальных потребителей его товаров (работ, услуг) о своем местонахождении, а значит, такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса.

Если же организация размещает информацию, не соответствующую общим критериям расходов, уменьшающих прибыль для целей налогообложения, например о юбилее компании, то такие затраты учесть в целях налогообложения прибыли нельзя.

При такой рассылке исчезает главный признак рекламы - адресация неопределенному кругу лиц, следовательно, рекламными такие расходы не являются. Такого мнения придерживались арбитражные суды и до вступления в силу нового Закона о рекламе. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 18 февраля 2002 г. по делу N КА-А40/418-02 указано: "Почтовые отправления адресовались конкретным лицам, а то, что другие лица имели возможность ознакомиться с содержанием этих отправлений, не означает налич ия у и стца намерения довести информацию до неопределенного круга лиц. Действия истца были направлены не на достижение результата рекламного характера, а на заключение договора с конкретным лицом. Направленностью и целями распространяемой информации и определяется ее предназначение кругу лиц, в данном случае - определенному лицу. При этом не имеет значения число отправлений в целом, а также способ принятия решения о направлении информации конкретному лицу: из ограниченного или нет круга лиц выбирались адресаты. Сам факт выбора адресатов означает намерение истца ознакомить с информацией определенное лицо. Даже случайность такого выбора все равно ограничивает круг тех лиц, которым информация предназначена и которым делалось предложение заключить договор на конкретных условиях. Совпадение условий, на которых предлагается заключить договор с каждым адресатом, не превращает индивидуальную оферту в публичную".

Минфин и ФНС в отношении прямой рассылки разъяснили, что для организаций, передающих рекламные материалы путем адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц), подобные расходы не относятся к рекламным, так как эта информация предназначена для конкретных лиц. К тому же расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов продукции, рекламной листовки о компании и бланка для оформления заказа, по их мнению, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 Налогового кодекса.

Дело в том, что в соответствии с Законом о рекламе именно неопределенность круга лиц -п олучателей информации является главным критерием, при несоблюдении которого организация не вправе признать затраты в качестве рекламных. То есть расходы по доведению до потенциального потребителя информационных документов не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль на основании п. 16 ст. 270 Налогового кодекса.

Однако возникает вопрос: что считать в данном случае неопределенным кругом лиц? Если реклама дается в журнале, распространяемом по подписке, считается ли такая реклама информацией для ограниченного круга лиц - подписчиков? Хотя не исключен тот вариант, когда подписчики передадут рекламу другим лицам, что создаст неопределенность распространения. Так как в Законе о рекламе не оговорено, что надо понимать под "неопределенным кругом лиц", в данном случае можно утверждать: речь идет о лицах, которые рекламодателю заранее неизвестны.

То есть даже при адресной рассылке можно говорить о рекламных расходах. В связи с неоднозначностью трактовки возникают судебные разбирательства. И надо сказать, что в арбитражной практике есть примеры, свидетельствующие о том, что распространение рекламы среди заранее известного круга лиц правомерно (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 4 августа 2005 г. N КА-А40/7346-05, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2006 г. N 09АП-177/06-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 15 мая 2006 г. N КА-А40/3982-06 решение оставлено в силе)). Да и сам Закон о рекламе содержит положения, свидетельствующие о том, что рекламой может быть информация, распространяемая среди заранее известных лиц. Например, в отношении рекламы, распространяемой по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, в п. 1 ст. 18 Закона "О рекламе" говорится о том, что такая реклама допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Следовательно, можно сделать вывод, что распространяется реклама среди определенного круга лиц. В то же время есть и противоположные решения, в которых судьи поддерживают налоговиков. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КА-А40/3274-05 отмечено, что сопоставление норм налогового законодательства и законодательства о рекламе приводит к выводу, что ключевым для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации неопределенному кругу лиц. Как следует из материалов дела, в том числе актов на списание затрат, которые заявитель считает подтверждением передачи информации рекламного характера неопределенному кругу лиц, получатели информации об обществе на материальных носителях конкретно поименованы. Таким образом, отсутствует элемент неопределенности получателей, характерный для распространения рекламной информации.

Также отметим, что если рассылка рекламной информации предназначена определенному кругу потенциальных покупателей и в ней содержатся информация обо всех существенных условиях договора купли-продажи и предложение заключить договор с любым отозвавшимся на спецпредложение постоянным клиентом, то подобные затраты можно классифицировать в качестве индивидуальной оферты в соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса. Другими словами, такие каталоги распространяются с целью заключения договора на продаваемый товар, а не рекламы. По разъяснениям столичных налоговиков (Письма от 18 августа 2006 г. N 20-12/74671, от 24 ноября 2003 г. N 26-12/65176), в целях исчисления налога на прибыль указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

Изготовление фирменных почтовых конвертов, предназначенных для отправки корреспонденции контрагентам фирмы, даже если конверт содержит листовку с рекламой.

Мнение Минфина России изложено в Письме от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/801, в соответствии с которым эта информация предназначена для конкретных лиц. Согласно разъяснениям Минфина России, затраты по нанесению (печати) на конверты информации рекламного характера не могут быть учтены в расходах на рекламу, так как не соответствуют понятию рекламы, установленному п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе": затраты на изготовление конвертов с указанием на них ссылки на сайт организации, а также затраты на изготовление визиток для сотрудников, на которых изображен логотип организации, не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. При надлежащем обосновании такие затраты могут быть признаны в учете в составе прочих расходов в полном объеме.

Призы и подарки с логотипом компании контрагентам.

Такая передача не признается рекламой. К тому же вряд ли получится учесть эти расходы в качестве других расходов в целях налогообложения прибыли. Согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. Поскольку передача продукции с логотипом налогоплательщика определенному кругу лиц не признается рекламой, то такая операция рассматривается как безвозмездная передача имущества. Однако если сувениры или призы с символикой фирмы распространяются во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, то, по мнению налоговых органов, такие расходы можно учесть в качестве представительских на основании п. 2 ст. 264 Налогового кодекса (см. Письмо МНС России от 16 августа 2004 г. N 02-5-10/51). При этом следует учесть, что факт проведения деловых переговоров должен быть документально подтвержден, а представительские расходы для целей налогообложения прибыли нормируются (не более 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период).

Размещение в СМИ объявлений о приеме на работу.

Не является рекламой размещение в СМИ объявлений о вакансиях (наборе работников). Такие расходы в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса как расходы по набору работников (Письмо Минфина России от 28 февраля 2003 г. N 04-02-05/2/10).

Изготовление визитных карточек.

Наиболее распространенными в наше время являются следующие типы визитных карточек:

Персональная визитная карточка, на которой указываются фамилия, имя, отчество, должность владельца визитки и название организации, в которой он работает;

Корпоративная визитная карточка, которая, как правило, содержит краткую информацию об организации: логотип организац ии и ее наименование, почтовый и юридический адрес, электронный адрес, официальный сайт в Интернете, контактную информацию, описание деятельности организации, режим работы. При этом личные данные сотрудника организации, пользующегося визиткой, не сообщаются. Вся дополнительная информация записывается в момент знакомства на чистой оборотной стороне. Такие карточки используются продавцами, менеджерами, сотрудниками, работающими с организацией на сдельной основе, а также в ряде случаев руководителями организации, которые предпочитают не давать новым знакомым свои координаты;

Именная визитная карточка, на которой приводятся только фамилия, имя, отчество владельца без указания наименования организации. Такие визитки используются, как правило, представителями творческих профессий - актерами, журналистами, писателями, художниками и т.д.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, визитные карточки отнесены к продукции полиграфической промышленности (код 95 4270), которая может использоваться организациями:

Для управленческих целей (информативная функция визитных карточек);

В зависимости от функции, которую призваны исполнять те или иные визитные карточки, расходы на их изготовление учитываются в целях налогообложения по-разному.

Функцию визитки можно определить исходя из информации, размещенной на визитной карточке, и из того, кому она предназначена.

В зависимости от этого для целей исчисления налога на прибыль организация может признавать затраты на изготовление визитных карточек:

Либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, - как расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), с учетом положений п. 4 ст. 264 Налогового кодекса;

Либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, - как другие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При несоответствии расходов на изготовление визитных карточек критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса, такие расходы не учитываются для целей исчисления налога на прибыль на основании п. 49 ст. 270 Налогового кодекса.

Если визитная карточка выполняет информативную (представительскую) функцию, то есть на визитной карточке приводятся логотип и название организации, в которой работает ее владелец, имя, отчество, фамилия, должность (звание, титул) работника организации, контактный телефон, факс, телекс, адрес корпоративного сайта и электронной почты, то назначением такой визитной карточки является представление личности сотрудника организации для ограниченного круга лиц, определяемого самим сотрудником. Информация, представленная на такой визитной карточке, не является публичной, она не формирует и не поддерживает интерес к изготавливаемой компанией продукции (выполняемым работам, оказываемым услугам). Соответственно, такая информация не удовлетворяет критериям рекламы, установленным в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/801, затраты на изготовление для сотрудников организации визитных карточек, на которых изображен логотип организации, не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц. Следовательно, расходы на изготовление таких информативных (представительских) визитных карточек могут быть признаны для целей исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как другие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

В Постановлении ФАС Московского округа от 12 апреля 2006 г. по делу N КА-А40/2534-06 указано, что поскольку визитные карточки использовались в данном случае работниками разных подразделений предприятия для выполнения своих должностных обязанностей и при этом были представлены списки сотрудников, для которых заказывались визитные карточки, то предприятие имело право признать данные расходы в составе других прочих расходов (а не рекламных расходов). Аналогичная позиция изложена и в Постановлениях ФАС Уральского округа от 5 мая 2005 г. по делу N Ф09-1830/05-С7, от 11 марта 2004 г. по делу N Ф09-827/04-АК, от 26 января 2004 г. по делу N Ф09-4994/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-451/03-АК, ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-4649/02, ФАС Поволжского округа от 2 декабря 2004 г. по делу N А55-3696/04-8.

По мнению налоговых органов, изложенному в Письме УМНС России по г. Москве от 15 октября 2003 г. N 26-12/57647, для целей налогообложения прибыли могут учитываться расходы по изготовлению визитных карточек для работников организации, которые по своим должностным обязанностям осуществляют коммерческую деятельность организации, поддерживают контакты с деловыми партнерами и контрагентами. Причем должностные обязанности данной категории работников должны быть определены соответствующими должностными инструкциями, утвержденными в соответствующем порядке.

В обоснование вышеизложенной позиции налоговый орган сослался на п. 1 ст. 252 Налогового кодекса, согласно которому плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, если визитные карточки изготовлены для представительских целей, а именно для того, чтобы представлять работников организации, общающихся с ограниченным кругом лиц, который определяют сами работники, а также если карточки не содержат рекламных лозунгов, то такая визитная карточка не является способом рекламы. Основанием для такого вывода служит несоответствие определению рекламы, приведенному в Федеральном законе "О рекламе". Организация вправе признать затраты на изготовление таких визитных карточек в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса, но при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса.

Учитывая, что информативные (представительские) визитные карточки изготавливают для того, чтобы сотрудник организации мог выполнять свои должностные обязанности в интересах организации, то никакой материальной выгоды для себя этот сотрудник не получает. Следовательно, стоимость визитных карточек, выданных сотруднику, в чьи должностные обязанности входит поддержание деловых контактов с другими организациями, в его доход не включается и налогом на доходы физических лиц не облагается.

Если информативные (представительские) визитные карточки изготовлены организацией для сотрудников, в чьи должностные обязанности не входит поддержание контактов с деловыми партнерами (например, охранники, бухгалтер-кассир и т.д.), то со стоимости изготовленных визиток (с учетом НДС) должен быть удержан налог на доходы физических лиц (пп. 2 п. 2 ст. 211 НКРФ).

Однако бывают ситуации, когда организация размещает информацию на карточках формата визитных, но их содержание является рекламным.

Если такие визитные карточки распространяются, например, на бухгалтерских семинарах, на выставках, вкладываются в пакеты при упаковке купленного товара, то есть среди неопределенного круга лиц, то расходы на их изготовление и распространение следует признать расходами на рекламу на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса при условии соблюдения требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса (в составе иных нормируемых видов рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 22.05.2012 N 15805/11
ПО ДЕЛУ N А71-1684/2011-А31
"ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ НЕПРАВОМЕРНО, ЕСЛИ НА ВЫВЕСКЕ РАЗМЕЩЕНЫ СВЕДЕНИЯ, НЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К РЕКЛАМЕ, В ЧАСТНОСТИ, НОСЯЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА"

Суть спора

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о рекламе антимонопольным органом установлено, что на конструкции, находящейся рядом с входной группой в стоматологический салон, ООО "Стоматологический салон "Жемчуг" (далее - общество) разместило такую информацию: "Лечение зубов зубопротезирование ортодонтические услуги (исправление прикуса) лечение десен отбеливание зубов".

Данная информация признана антимонопольным органом рекламой. Между тем реклама стоматологических услуг должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и о необходимости получения консультации специалистов.

Антимонопольный орган своим решением признал данную рекламу ненадлежащей и выдал обществу предписание о прекращении нарушения, а также составил протокол об административном правонарушении. Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с названным решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными и об их отмене.

При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос: какие сведения могут быть отнесены к рекламе?

Вопрос отнесения размещенной информации к рекламе

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама, не соответствующая установленным требованиям законодательства, является ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе). Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

По общему правилу ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает данную информацию на вывеске.

В силу п. 2 указанной статьи до сведения потребителя должна быть доведена в том числе информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид его деятельности подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Специальные требования к рекламе медицинских услуг, включая методы лечения, установлены ст. 24 Закона о рекламе. На основании ч. 7 данной статьи реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, м! едицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Вопрос отнесения размещенной информации к рекламе решался в судебной практике неоднозначно.

В ряде случаев суды при рассмотрении дел о нарушении законодательства о рекламе относили размещенные на фасадах зданий сведения, носящие информационный характер, к рекламе, применяли в данных спорах положения Закона о рекламе и, соответственно, отказывали в удовлетворении требований об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности.

Так, суды указывали на правомерность привлечения к административной ответственности за размещение на фасаде здания информации, содержащей перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых), в частности, при осуществлении медицинской деятельности. Данная информация, по мнению судов, являлась рекламой медицинских услуг, в силу чего в ней должно было содержаться предупреждение о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг и указание на необходимость получения консультации специалиста (см., к примеру, Постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 по делу N А63-7164/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по делу N А41-45143/10).

Вместе с тем встречаются противоположные судебные решения, в которых суды удовлетворяли требования о признании недействительными решений и предписаний административного органа.

В частности, суд отметил, что если вывеска, размещенная на фасаде здания, не содержит указания на конкретное лицо, предоставляющее медицинские услуги, преследует цель информировать лишь о месте, где данные услуги оказываются, то такая вывеска не может рассматриваться как реклама конкретно определенного лица (рекламодателя). В тексте рекламы лицо, оказывающее услуги, не индивидуализировано (Постановление Девятнадцатого арбитражного! апелляционного суда от 12.05.2012 по делу N А36-4420/2011).

Подобная точка зрения отражена также в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу N А70-11144/2010.

Судом сделан вывод о том, что информация "ЕВРАЗИЯ юридическая фирма тел. 46-01-11", размещенная на информационном модуле (на опоре вместе со знаком дорожного движения), не признается рекламой, поскольку является средством индивидуализации юридического лица в виде фирменного обозначения и не может сформировать интерес у неопределенного круга лиц, способствовать продвижению этого обозначения на конкретном рынке услуг, а также не позволяет идентифицировать названные надписи как рекламу конкретных видов товаров, работ, услуг. Суд также отметил, что указанная информация не содержит каких-либо суждений о преимуществах данной организации перед другими, а лишь оптимизирует поиск объекта оказания услуг при ранее сформированном к нему интересе у клиентов общества.

К аналогичному выводу пришел ФАС Поволжского округа, указав при этом, что размещенные на вывеске сведения относились к виду деятельности юридического лица и были обязательными для него в силу обычаев делового оборота. Эти сведения не содержали информации об объекте рекламирования - товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, о юридическом лице, идеях и начинаниях, причем информация была общераспространенной и обезличенной (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А12-9231/2008). Выводы, аналогичные названным, содержатся в Постановлении ФАС Московского округа от 26.12.2011 по делу N А40-46648/11-20-184.

Кроме того, вывод о том, что сведения о виде деятельности юридического лица, обязательные для него в силу обычаев делового оборота, не могут являться информацией об объекте рекламирования, нашел свое подтверждение в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе". Согласно данному пункту сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридиче! ского лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, к рекламной информации не относятся.

Следует отметить, что в некоторых случаях суды указывали на неправомерность привлечения к административной ответственности за размещение информации, которая содержит перечень работ (услуг), выполняемых организацией. Обосновывается это тем, что такая информация не отвечает признакам рекламы и нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о рекламе, применяться не должны.

В этой связи интересным представляется вывод ФАС Западно-Сибирского округа о том, что вывеска с наименованием и режимом работы, представляющая собой перечисление стоматологических услуг в целях информирования потребителей о деятельности организации, не отвечает признакам рекламы. Следует учитывать, что в рассматриваемой информации не приведены методы лечения, также отсутствует указание на использование конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании названных услуг. При таких обстоятельствах основания для установления факта нарушения Закона о рекламе отсутствуют (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2012 по делу N А03-7673/2011).

Решения судов разных инстанций

Суды трех инстанций признали выводы антимонопольного органа законными и отказали в удовлетворении заявленных требований об отмене предписания об устранении нарушений и постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности антимонопольным органом распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствия решения и предписания требованиям действующего законодательства, наличия состава вмененного административного правонарушения и отсутствия оснований для признания его малозначительным.

Довод о том, что информация о видах деятельности общества была размещена с целью доведения до потребителей сведений о видах оказываемых в салоне услуг, был признан судами несостоятельным.

По мнению судов, данная информация была направлена на формирование у потребителя предпочтительного интереса к услугам, предоставляемым обществом.

ВАС РФ в Определении от 24.02.2012 N ВАС-15805/11 по делу N А71-1684/2011-А31 пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.

Правовая аргументация, содержащаяся в данном Определении, в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ.

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции, а также постановления апелляционной и кассационной инстанций отменил, заявленные обществом требования удовлетворил. При этом высшей судебной инстанцией была сформулирована следующая правовая позиция.

Если информация, размещенная организацией на вывеске, представляет собой перечисление услуг, осуществляемых организацией, в целях доведения до потребителей сведений о деятельности данной организации, то такая информация не отвечает признакам рекламы и нормы законодательства о рекламе в этом случае не применяются.

При этом, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ, для того, чтобы сделать вывод о том, что размещенная информация носит информационный характер и не относится к рекламе, в ней должно отсутствовать указание на использование конкретных средств и оборудования, применяемых при оказании услуг, а также на методы оказания услуг.

Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Следует отметить, что в силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Вывеска выступает в современном мире визитной карточкой любой фирмы, занимающейся розничной торговлей или осуществляющей свою деятельность в сфере услуг. Она заранее информирует потребителя об услугах, которые фирма предоставляет потенциальным клиентам. Рассмотрим подробнее, в чем отличие вывески от рекламы и является ли вывеска рекламной конструкцией по закону.

Скачать Федеральный закон №38 «О рекламе» в последней редакции со всеми изменениями и поправками можно по . Закон «О рекламе» регулирует все виды рекламы — в телепередачах, радиопрограммах, в печатных изданиях, на транспорте, а также наружную. Именно к последнему виду и относят рекламные вывески. Подробнее о наружной рекламе описывается в статье 19 закона ФЗ-38. Согласно данному положению сюда относятся — различные щиты, стенды, электронные табло и реклама на фасаде здания. В последнем случае, когда речь идет об установке рекламного объявления на здании или земельных участках, стоит помнить, что согласование установки рекламной конструкции следует проводить с собственником недвижимости.

В законодательстве различают понятие наружной рекламы и вывески, следовательно к ним применяются разные правовые акты. Подробнее о том, в чем отличие между этими двумя понятиями, рассмотрим далее.

С точки зрения закона реклама — это информация, которая направлена для привлечения большего интереса потребителей к товару или услуге для его лучшего продвижения на рынке. Объектом для рекламирования может выступать товар, услуга, а также анонсирование различных мероприятий — концертов, кинопремьер, спортивных соревнований. Распространение информации о каком-либо товаре/услуге ведется посредством установки рекламных щитов, стендов, табло и т. д. на зданиях, транспорте. По закону для установки и использования вышеперечисленных рекламных конструкций требуется получение специального разрешения. За нарушение данного правила на недобросовестного гражданина может быть наложен штраф.

Важно знать! Положения закона «О рекламе» не применяются на распространяемые потребителю сведения, которые обязательны для раскрытия по Закону «ЗПП», а также вывески и указатели нерекламного характера.

Это и есть главное отличие информационной конструкции от рекламы. Она не рекламирует, а информирует. В законе «ЗПП» в статье 9 говорится, что производитель продукции обязан проинформировать граждан-потребителей о названии организации, ее адресе и рабочем графике . В обязательном порядке указывается также информация об осуществляемой деятельности, если она подлежит лицензированию или аккредитации. Данная информация размещается на информационной доске и не является рекламой, а следовательно не требуется получение разрешения на ее установку. При этом не имеет значения способ ее выполнения. Стоит внимательнее относиться к ее месторасположению. Если вывеска находится на внешней стороне инфраструктуры, а вход в организацию с другой, то это может быть признано по закону рекламой.

Порядок установки вывесок на магазинах

13 марта 2006 года вступил в силу закон «О рекламе». Он регламентирует, как указывалось выше, правила и требования к разным видам рекламирования, их способы распространения, а также устанавливает запрет или уменьшает распространение информации о каком-либо товаре. Действующая последняя редакция датируется 1 апрелем 2017 года, а также существует редакция, положения вступят в силу 1-го сентября того же года.

Порядок установки вывески над магазином предполагает ее регистрацию, если она содержит следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • рабочий график;
  • вид деятельности.

Регистрации не подлежит вывеска у входа в магазин, на ярмарке или в другом временном торговом месте. По закону обязательно требуется соблюдение некоторых условий для осуществления регистрации:

  • если информационная доска ставится на дом, то ее размещение производится над магазином и не превышает границы помещения. Она не должна выходить за линию этажа. В обратном случае требуется согласие других собственников этажей;
  • если вывеска ставится на крышу, то требуется согласие всех собственников данного здания. Оформление осуществляется при помощи письменного согласия с дубликатом свидетельства права собственности;
  • если размещается на часть пристройки или здания, то следует заручиться письменным согласием ее владельца.

Запрещено размещать информацию на объектах культурного наследия. По закону разрешение выдается на 5 лет.

Допустимые размеры вывески на фасаде здания по закону

Вывеска на фасаде здания согласно закону «О рекламе» РФ располагается над входом или витринами. Если на стене располагаются несколько, то они должны находиться на одной оси. При подвальном расположении фирмы вывеска должна быть расположена на 60 см. от земли, а ее толщина — не больше 10 см.

Максимальная высота информационной дощечки по закону — 50 см., ширина — 70% от фасада, но не больше 15 м. А высота букв — 10 см. Размер надписи — не меньше 15 см.

Закон регламентирует, что язык надписей на вывесках — русский. Возможно использование графических изображений. Надпись, выполненная на иностранном языке, разрешена, если:

  • товарный знак зарегистрирован на иностранном языке;
  • получено право использования данного товарного знака;
  • наименование на иностранном языке должно быть меньше надписи со сведениями о виде деятельности в 2 раза;
  • нельзя использовать аббревиатуры и сокращения;
  • надпись на иностранном языке не должна быть выполнена в русской транслитерации.

По закону в ночное время вывеска должна подсвечиваться.

Штрафы за вывески

За соблюдением закона «О рекламе» следит ФАС и органы местного самоуправления. Они имеют право при выявлении нарушений отправить предписание владельцу вывески на ее демонтаж. В течение месяца осуществляется данная процедура. Обжаловать решение вышестоящих органов можно через суд в течение 3-х месяцев.

По закону за размещение вывески, которая содержит информацию рекламного характера, без согласования с соответствующими органами или нарушение правил ее использования приводит к наложению штрафа по ст. 14.37 КоАП:

  • для физлиц — 1.000 — 1.500 рублей;
  • для ИП и управляющего организацией — 3.000 — 5.000 рублей;
  • для юрлиц — 500.000 — 1.000.000 рублей.

Вышеуказанные штрафы отличаются значительным размером и могут нанести вред финансовому бюджету организации. Для разъяснений по поводу выявления скрытой рекламы в вывеске следует обращаться к местной администрации.